среда, 29 января 2014 г.

Арабеска: «боязнь пустоты»

Арабеска (итал. arabesco — арабский) — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. В Европеской культуре арабески получили распространение в эпоху Возрождения, в последствии сформировав новый стиль в оформлении текстиля -стиля «шинуазри».

Традиционная арабеска представляла из себя сложный рисунок состоящий из цветочных и геометрических орнаментов. Повторяющиеся в определенном ритме переплетения и сочетания таких мотивов напрочь исключали наличие фона, и европейцы того времени шутливо называли практику такого рисунка «боязнью пустоты».
Итальянские художники периода Возрождения вносят в арабески образ. Традицию образных арабесок продолжают французские художники второй половины XVII века и начла века XVIII Жан Берен, Клод III Одран, Жилло и Антуан Ватто. Они создают арабески, посвященные знакам Зодиака, мифическим богам или просто изображают сюжеты из повседневной жизни.

Арабески являлись универсальным орнаментом и применялись в оформлении любых поверхностей, но чаще всего их использовали в качестве «обоев» в спальнях и будуарах. Дело в том, что затейливые узоры и контрастирующие на их фоне и зачастую несвязанные по смыслу с орнаментом сюжеты ассоциировались со сном и сновидениями, где царила безудержная фантазия и бессознательность.

Позднее арабески отходят на второй план, они становятся рамкой для обрамления центрального сюжета. Выдающийся французский художник Жан Берен (Jean Berain) (1637-1711) был первым, кто начал вводить новшества в арабески, и постепенно трансформировал гротески (орнамент с мистическими фигурами и переплетающимися гирляндами из листьев и цветов, разновидность арабеска) и в арабески барокко и рококо. 















Комментариев нет:

Отправить комментарий